Виртуальная Красная Книга

Когда вы убъете последнего зверя и отравите последний ручей,
вы поймете, что деньгами питаться нельзя (пословица индейцев).

ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКТОР:
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ПРИРОДЫ (концепция).

Недавно в Нукусе прошла международная конференция "Рынок и водные ресурсы", на эмблеме которой наряду с зодиакальным знаком Водолея изображены и весы - символ рынка. Но если смотреть не поверхностным взглядом, а вникать в суть вещей, то нетрудно заметить, что эти рычажные весы в Космосе работать отказываются, так как их чаши свободно болтаются в невесомости. Намек на то, что в Природе рыночные механизмы неприменимы, там действуют другие законы, а рынок- это чисто человеческое изобретение.
В старину использование воды в Центральной Азии, называвшейся тогда Туркестаном, регулировалось традициями Ислама. Исламские религиозные и общинные традиции превозносили ценность воды как дара Аллаха, который не может никому принадлежать или служить объектом купли- продажи. Распределением воды ведали местные общины, которые выделяли и контролировали использование воды, строго блюли законы о воде. Согласно традиции, пользователи воды принимали участие в строительстве и обслуживании оросительных каналов.
Но с отмиранием патриархальных отношений и приходом рынка, в котором человек человеку - волк (а безгласная природа- тем более объект нещадной эксплоатации) остро встал вопрос спасения Природы, да и её неразумного дитя- человека, прежде всего от него самого. Даже Орхусская Конвенция по сути своей антропоцентрична, рассматривая природу лишь как дом для людей, а не как самостоятельную цивилизацию, равноправную человеческой. Впрочем, существуют и резервации для людей (народностей, не вписывающихся в рыночные отношения), подобные природным заповедникам. Большинство юристов считает по - старинке, что природа не может быть субъектом правоотношений, так как не в состоянии внятно выражать свои интересы. Хотя, в принципе, за нее это могут сделать другие. В частности, и среди людей встречаются лица, признанные недееспособными но их права и интересы представляют специально назначенные опекуны, существуют государственные органы опеки и попечительства. Давно пора и Природу признать субъектом правоотношений, учредив наднациональный попечительский орган, представляющий ее интересы. В принципе возможно создание своеобразного попечительского совета, способного понимать и защищать интересы Природы, хотя представлять ее будут люди, но только бескорыстные, обладающие сопереживанием, способностью воспринимать боль Природы как свою собственную (подобно герою фильма "Не стреляйте в белых лебедей"). Например, существует же в Америке общество заботы о слепых, в котором работают исключительно зрячие. Вот я и предлагаю создать при ООН общественный Совет по защите Природы), действующий исключительно на общественных началах (на принципах Хартии Земли?). Этот Совет может быть виртуальным, то есть необязательно иметь бюрократическую структуру в Нью- Йорке, а действовать на принципах сетевой горизонтальной структуры, распределённой по планете. По образу и подобию СоЭС (а возможно, и на его базе). Назовем это Аральской инициативой (или альтернативой). Идея проста: Природу- эту более древнюю и, пожалуй, более совершенную цивилизацию уравнять в правах с человеческой цивилизацией, сделав объекты Природы субъектами правоотношений, и создав, таким образом, четвертый (Природный) сектор. Для этого необходимо прежде всего образовать институт представителей природы (общественные попечительские советы), а также общественную природоохранную адвокатуру (природоохранная прокуратура уже есть, но, будучи государственной структурой, она защищает интересы государства, то есть первого сектора, а объекты Природы относятся к четвертому - природному сектору).
Далее, необходим арбитраж- экологический суд (подобный хозяйственному суду) где человек и Природа (в лице своих представителей- общественных опекунов и адвокатов) могли бы на равных правах и состязательной основе в открытом разбирательстве решать спорные вопросы по закону и по справедливости (пусть даже поначалу это будет театрализованным представлением, имеющим чисто воспитательное значение).
Приглашаем всех заинтересованных принять участие в обсуждении и разработке этой программы СоЭС, с апробацией сначала на локальном уровне, и с перспективой выхода на планетарный уровень (мыслить глобально, а действовать локально). Ищем единомышленников!
Для начала нужно ознакомиться с окончательным текстом Хартии Земли.
Этот документ, по слухам, подписан в Париже в апреле. Случайно раздобыв более года назад проект этого документа, мы принимали активное участие в его обсуждении, внеся ряд предложений (в том числе новые разделы), в духе равноправия Природы и человека. Этот документ воспринимался нами как продолжение и развитие Всеобщей Декларации Прав Человека, в котором должны учитываться интересы и Человечества, и Природы. Возможно, хоть что- то из предложенного нами прошло через бюрократические фильтры и вошло в окончательный текст?

Итак, тезисы программы:

1. Разработка миссии:

* ЧТО? - защита Природы;
* Где? На локальном (местном) и глобальном (планетарном) уровнях.
* Для кого? - (целевая группа)-объекты природы: реки, леса, поля, горы, озера, моря, болота, животные, растения, и т. д.;
* Как? - представляя интересы Природы как субъекта в судебных и несудебных процедурах, лоббируя ее интересы и добиваясь учета ее прав во всех разрабатываемых и принимаемых решениях на принципах Орхусской конвенции и Хартии Земли, других международных соглашений, инициируя разработку новых соглашений, учитывающих права Природы.
* Для этого - формируя общественные попечительские советы охраны Природы, действующие исключительно в ее интересах и представляющие и защищающие ее права.

2. Задачи:

* Экологическое воспитание;
* Разработка и совершенствование экологического права, учитывающего интересы Природы;
* Лоббирование интересов Природы в судебных и несудебных процедурах;
* Сохранение биоразнообразия;
* Борьба с опустыниванием;
* Химическая безопасность (включая ядерную);
* Генетическая безопасность;
* Ваши предложения.
* Механизмы контроля (можно использовать существующий опыт контроля попечителей).

Пора раскрепостить Природу. Она является более древней, и , возможно, более совершенной цивилизацией, и как высшая ценность, не может никому принадлежать и не может служить объектом купли- продажи.
Мы должны признать Природу в качестве четвертого сектора, иначе через несколько лет нам придется искать "пятый угол".
Ждем ваших откликов, предложений и дополнений!

Сергеев Владимир,
член Союза журналистов Узбекистана
член Международного Социально- Экологического Союза.

Экоанекдот:
Урок в летней экологической школе.
Учительница:
- Так чему учит нас сказка Пушкина "О рыбаке и рыбке"?
Встает девочка- крохотулечка.
- Эта сказка учит нас, что неуёмный рост потребления в капиталистическом мире неизбежно приведет человечество к экологической и гуманитарной катастрофе!

Экологический суд

| ОБЛОЖКА | ПРОЕКТ | ФЛОРА | ФАУНА | ТЕСТ | СТАТЬИ |

Используются технологии uCoz