Когда вы убъете последнего зверя и отравите последний ручей,
вы поймете, что деньгами питаться нельзя (пословица индейцев).
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКТОР:
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ПРИРОДЫ (концепция).
Недавно в Нукусе прошла международная конференция "Рынок и
водные ресурсы", на эмблеме которой наряду с зодиакальным знаком
Водолея изображены и весы - символ рынка. Но если смотреть не
поверхностным взглядом, а вникать в суть вещей, то нетрудно заметить,
что эти рычажные весы в Космосе работать отказываются, так как их
чаши свободно болтаются в невесомости. Намек на то, что в Природе
рыночные механизмы неприменимы, там действуют другие законы,
а рынок- это чисто человеческое изобретение.
В старину использование воды в Центральной Азии,
называвшейся тогда Туркестаном, регулировалось традициями Ислама.
Исламские религиозные и общинные традиции превозносили ценность
воды как дара Аллаха, который не может никому принадлежать или
служить объектом купли- продажи. Распределением воды ведали местные
общины, которые выделяли и контролировали использование воды,
строго блюли законы о воде. Согласно традиции, пользователи воды
принимали участие в строительстве и обслуживании оросительных
каналов.
Но с отмиранием патриархальных отношений и приходом рынка,
в котором человек человеку - волк (а безгласная природа- тем более
объект нещадной эксплоатации) остро встал вопрос спасения Природы,
да и её неразумного дитя- человека, прежде всего от него самого.
Даже Орхусская Конвенция по сути своей антропоцентрична,
рассматривая природу лишь как дом для людей, а не как самостоятельную цивилизацию, равноправную человеческой. Впрочем, существуют
и резервации для людей (народностей, не вписывающихся в рыночные
отношения), подобные природным заповедникам.
Большинство юристов считает по - старинке, что природа не может
быть субъектом правоотношений, так как не в состоянии внятно выражать
свои интересы. Хотя, в принципе, за нее это могут сделать другие.
В частности, и среди людей встречаются лица, признанные
недееспособными но их права и интересы представляют специально
назначенные опекуны, существуют государственные органы опеки и
попечительства. Давно пора и Природу признать субъектом
правоотношений, учредив наднациональный попечительский орган, представляющий ее интересы.
В принципе возможно создание своеобразного попечительского совета,
способного понимать и защищать интересы Природы, хотя представлять
ее будут люди, но только бескорыстные, обладающие сопереживанием,
способностью воспринимать боль Природы как свою собственную
(подобно герою фильма "Не стреляйте в белых лебедей"). Например,
существует же в Америке общество заботы о слепых, в котором работают
исключительно зрячие. Вот я и предлагаю создать при ООН общественный
Совет по защите Природы), действующий исключительно на
общественных началах (на принципах Хартии Земли?).
Этот Совет может быть виртуальным, то есть необязательно иметь
бюрократическую структуру в Нью- Йорке, а действовать на принципах
сетевой горизонтальной структуры, распределённой по планете.
По образу и подобию СоЭС (а возможно, и на его базе).
Назовем это Аральской инициативой (или альтернативой).
Идея проста: Природу- эту более древнюю и, пожалуй, более
совершенную цивилизацию уравнять в правах с человеческой
цивилизацией, сделав объекты Природы субъектами правоотношений,
и создав, таким образом, четвертый (Природный) сектор. Для этого
необходимо прежде всего образовать институт представителей
природы (общественные попечительские советы), а также
общественную природоохранную адвокатуру (природоохранная
прокуратура уже есть, но, будучи государственной структурой, она
защищает интересы государства, то есть первого сектора, а объекты
Природы относятся к четвертому - природному сектору).
Далее, необходим арбитраж- экологический суд (подобный хозяйственному
суду) где человек и Природа (в лице своих представителей-
общественных опекунов и адвокатов) могли бы на равных правах
и состязательной основе в открытом разбирательстве решать спорные
вопросы по закону и по справедливости (пусть даже поначалу это
будет театрализованным представлением, имеющим чисто
воспитательное значение).
Приглашаем всех заинтересованных принять участие в обсуждении и разработке этой программы СоЭС, с апробацией сначала на локальном уровне,
и с перспективой выхода на планетарный уровень (мыслить глобально,
а действовать локально). Ищем единомышленников!
Для начала нужно ознакомиться с окончательным текстом Хартии Земли.
Этот документ, по слухам, подписан в Париже в апреле. Случайно раздобыв
более года назад проект этого документа, мы принимали активное участие
в его обсуждении, внеся ряд предложений (в том числе новые разделы), в
духе равноправия Природы и человека. Этот документ воспринимался нами
как продолжение и развитие Всеобщей Декларации Прав Человека, в котором
должны учитываться интересы и Человечества, и Природы. Возможно, хоть
что- то из предложенного нами прошло через бюрократические фильтры и
вошло в окончательный текст?
Итак, тезисы программы:
1. Разработка миссии:
* ЧТО? - защита Природы;
* Где? На локальном (местном) и глобальном (планетарном) уровнях.
* Для кого? - (целевая группа)-объекты природы: реки, леса, поля, горы,
озера, моря, болота, животные, растения, и т. д.;
* Как? - представляя интересы Природы как субъекта в судебных и
несудебных процедурах, лоббируя ее интересы и добиваясь учета ее
прав во всех разрабатываемых и принимаемых решениях на принципах
Орхусской конвенции и Хартии Земли, других международных
соглашений, инициируя разработку новых соглашений, учитывающих
права Природы.
* Для этого - формируя общественные попечительские советы охраны
Природы, действующие исключительно в ее интересах и
представляющие и защищающие ее права.
2. Задачи:
* Экологическое воспитание;
* Разработка и совершенствование экологического права, учитывающего интересы Природы;
* Лоббирование интересов Природы в судебных и несудебных процедурах;
* Сохранение биоразнообразия;
* Борьба с опустыниванием;
* Химическая безопасность (включая ядерную);
* Генетическая безопасность;
* Ваши предложения.
* Механизмы контроля (можно использовать существующий опыт контроля попечителей).
Пора раскрепостить Природу. Она является более древней, и , возможно,
более совершенной цивилизацией, и как высшая ценность, не может
никому принадлежать и не может служить объектом купли- продажи.
Мы должны признать Природу в качестве четвертого сектора, иначе через несколько лет нам придется искать "пятый угол".
Ждем ваших откликов, предложений и дополнений!
Сергеев Владимир,
член Союза журналистов Узбекистана
член Международного Социально- Экологического Союза.
Экоанекдот:
Урок в летней экологической школе.
Учительница:
- Так чему учит нас сказка Пушкина "О рыбаке и рыбке"?
Встает девочка- крохотулечка.
- Эта сказка учит нас, что неуёмный рост потребления
в капиталистическом мире неизбежно приведет человечество к экологической и гуманитарной катастрофе!
Экологический суд
| ОБЛОЖКА | ПРОЕКТ | ФЛОРА | ФАУНА | ТЕСТ | СТАТЬИ |