Виртуальная Красная Книга
О СИМБИОЗЕ И СИМБИОНТАХ - В ПРИРОДЕ И В БИЗНЕСЕ
Симбиозом (от греческого "symbiosis" - "совместная жизнь")
в биологии принято называть такое взаимодействие двух и более разных
животных, от которого оба партнера получают пользу, оба что-то
выигрывают.
Приведу несколько примеров, чтобы Вы представили себе, о чем идет речь.
В Африке живет зверь под названием "медоед". Он похож на барсука,
но повадки у него скорее медвежьи - практически всеяден,
но больше всего любит мед. Шерсть у него толстая, так что он
может не бояться пчелиных укусов. Правда, полакомиться медом ему
удается нечасто - поди найди пчелиное гнездо, ведь на коротких лапках
много не набегаешь. А еще в Африке живет птица размером с воробья под
названием "медоуказчик". Питается она насекомыми (в т. ч. личинками
пчел), а также медом и, как это ни странно, воском. Естественно,
что пчелы не в восторге от такой диеты и при попытке залезть в
гнездо зажалят эту птицу насмерть. Поэтому хитрый медоуказчик,
найдя пчелиное гнездо, не лезет туда на верную смерть, а
отправляется искать медоеда - и приводит его к гнезду.
Медоед вытаскивает соты и съедает мед, а медоуказчик подъедает
остатки меда, дохлых пчел, а также соты. В результате все сыты и
довольны (кроме пчел, разумеется), поскольку каждый получил то,
что ему было нужно.
Другой пример - более привычный жителям средней полосы.
Когда коровы пасутся на лугу, им обычно докучают мухи, слепни,
клещи и прочие кровососы. Некоторые насекомоядные птицы (например,
волоклюй) прилетают на пастбище, усаживаются на спину коровы и
устраивают себе сытный и разнообразный обед, выклевывая из шкуры
коровы клещей и проглатывая неосторожно приблизившихся мух.
Коровы довольны тем, что их избавляют от паразитов, а птицы довольны
еще больше, так как им не приходится гоняться за едой - еда сама
слетается к ним.
Существуют еще тысячи примеров симбиоза, но общим для них является
то, что симбионты (партнеры по симбиозу) дополняют друг друга,
т.е. каждый из них обладает какими-то качествами, которыми другой
не обладает, но хотел бы обладать - медоуказчик умеет находить
пчелиные гнезда, но не может добраться до меда, а медоед затрудняется
найти гнездо, но может вскрыть его, не боясь пчел, корова, на свою беду,
привлекает кровососов, но не может эффективно убивать их, а птицы
умеют ловить мух, но вынуждены гоняться за каждой по отдельности - так что вместе симбионты образуют эффективную пару, позволяющую каждому из них решить свои проблемы. Еще одно правило, которое делает симбиоз действительно взаимовыгодным - принцип *отсутствия конкуренции* между ними: симбионты либо используют разные части общей добычи (медоед съедает мед, а медоуказчик - соты), либо один из них потребляет то, от чего другой рад избавиться (коровам не нужны мухи).
Теперь от биологии перейдем к бизнесу. Здесь также
возможны взаимоотношения, подобные симбиозу в природе.
Речь идет не просто об отношениях по принципу "выигрыш-выигрыш",
о которых любят упоминать в учебниках по бизнесу - симбиотические
отношения между бизнесами гораздо эффективнее обычного партнерства,
так как приносят ощутимую выгоду обеим сторонам, практически не требуя
затрат. Принцип остается тем же, что и в биологии: два бизнеса,
не конкурирующие друг с другом (т. е. в принципе не способные отобрать
друг у друга клиентов или ресурсы, так как работают в совершенно
различных областях), взаимодействуют таким образом, что
а) оба получают какую-то выгоду от одного и того же клиента или
одного и того же действия, либо:
б) один бизнес-"симбионт" использует в качестве ресурса или
сырья то, от чего другой рад избавиться.
В первом случае сотрудничество бизнесов таково, что клиент одного
из них естественным образом является и клиентом второго, причем
товар или услуга, которые предлагает второй бизнес, чем-то помогают и первому "симбионту" тоже - либо ему
просто перепадает процент от прибыли.
Во втором случае один из бизнесов использует отходы или побочный
продукт второго "симбионта" (например, фирма, занимающаяся упаковкой
и пересылкой хрупких предметов может использовать стружки - отходы
древеснообрабатывающего производства) - и платит ему за это деньгами
или какими-то услугами.
Во всех случаях сильные стороны каждого из партнеров как бы
компенсируют слабые стороны второго "симбионта".
Приведу несколько примеров:
1) В Израиле существует неписанное соглашение между владельцами
придорожных кафе и закусочных и между водителями туристических
автобусов и экскурсоводами. Экскурсовод может остановить
автобус около любой закусочной, сказать туристам: "Перерыв 15 минут.
Кто хочет, может пойти перекусить." - и быть уверенным, что и ему,
и водителю нальют бесплатную чашечку кофе или стакан сока,
а то и предложат чего-нибудь поесть. Экскурсовод получает
бесплатный перекус (невелика выгода, но лучше, чем ничего - затрат
же нет вообще), а хозяин кафе - толпу клиентов, которые иначе не
заглянули бы к нему.
2) Один российский завод
занимался обработкой металлов и был очень озабочен тем, что много
денег тратится на то, чтобы собирать и вывозить на свалку отходы -
порошковую окалину железа и цветных металлов. В то же время другой
завод использовал подобный порошок в качестве сырья и был весьма
озабочен тем, что достать сырье удавалось лишь от случая к случаю,
да и цены "кусались". Некий человек просто познакомил между собой
директоров этих заводов, в результате чего проблемы обоих заводов были
решены: первый завод стал не тратить, а получать деньги за отгрузку
своих отходов, а второй - начал получать необходимое сырье стабильно и
по весьма низкой цене.
3) Страховая фирма предложила новую форму страховки электроприборов -
полис назывался "Гарантия от кражи" и, по договоренности с
крупной сетью магазинов электротоваров, предлагался продавцом магазина
всем покупателям в момент покупки: "Вот, пожалуйста, гарантия от
поломки. А Вы не хотите приобрести дополнительно еще и гарантию
от кражи?". В результате каждый клиент магазина электротоваров
становился еще и потенциальным клиентом страховой фирмы
(т.е. фирма получила сотни дополнительных клиентов в день, даже не
пошевелив пальцем), а магазины, в свою очередь, получили процент от
суммы продаж полисов (т. е. дополнительную прибыль без всяких затрат)
+ возможность заявлять в рекламе: "Гарантию от поломки дают все,
гарантию от кражи - только мы!"
4) Еще один похожий пример. Почта Израиля заключила соглашение с
американской фирмой Western Union, занимающейся быстрым переводом
денег из страны в страну. В результате *все* почтовые отделения в
Израиле работают и как отделения Western Union, в них можно послать
деньги в любую страну, где есть отделения WU либо получить деньги
оттуда. Почта получает процент с каждой посланной посредством этого
сервиса суммы + процент за обмен валюты при выдаче денег (чистая
прибыль, а всех затрат - дополнительную табличку повесить),
Western Union же, не потратив ни гроша, получил развернутую сеть
представителей во всех израильских городах и даже крупных поселках.
Теоретически, партнеры-"симбионты" могут быть у любого бизнеса -
нужно только подумать, бизнесы какого типа могли бы сыграть такую
роль. Еще раз напомню правило, позволяющее отличить симбиотические
отношения от прочих: в симбиозе партнеры не конкурируют между
собой и оба партнера получают ощутимую выгоду практически без
затрат за счет того, что сильные стороны одного из партнеров либо
компенсируют слабости, либо значительно увеличивают силу
другого - именно к таким отношениям с партнерами стоит
стремиться любому бизнесу.
Подумайте, какие ресурсы есть у Вашего бизнеса, каковы его сильные
стороны - и каковы его слабости, чего ему не хватает.
Затем подумайте о том, как может выглядеть бизнес, слабые стороны
которого можно было бы компенсировать Вашими сильными сторонами,
которому не хватает тех ресурсов, которые у Вас есть в избытке - но
который в то же время обладает ресурсами, необходимыми Вам,
который способен своими сильными сторонами компенсировать слабости
Вашего бизнеса. Представив себе в очень общих чертах такой бизнес,
попробуйте поискать такой (или хотя бы похожий) в действительности -
если Вы будете внимательны и вдумчивы, Вам, скорее
всего, удастся его найти.
А теперь - домашнее задание:
1) Попробуйте найти дополнительные примеры симбиоза между бизнесами. Для каждого примера объясните, почему Вы считаете, что речь идет именно о симбиозе, а не просто о партнерстве.
2) Если у Вас уже есть бизнес - составьте список тех видов бизнесов, которые могли бы стать Вашими "симбионтами". Для каждого из них укажите, какую выгоду получил бы Ваш бизнес от такого партнерства и какой была бы выгода партнера.
3) Если Вы выполнили второй пункт домашнего задания - попробуйте
воплотить свою идею в жизнь!
Alex Levitas (KURSY.RU)
***********************************
Статья из электронной рассылки Citycat "Малый Интернет- бизнес" воспроизводится с разрешения автора. А на мой взгляд, еще большие перспективы открывает такой подход к взаимовыгодному сотрудничеству не только внутри бизнес- сектора, но и между всеми секторами общества: первым (государственным), вторым (бизнесом) и третьим (некоммерческим).
| ОБЛОЖКА | ПРОЕКТ | ФЛОРА | ФАУНА | ТЕСТ | СТАТЬИ |
|