Виртуальная Красная Книга

О СИМБИОЗЕ И СИМБИОНТАХ - В ПРИРОДЕ И В БИЗНЕСЕ

    Симбиозом (от греческого "symbiosis" - "совместная жизнь") в биологии принято называть такое взаимодействие двух и более разных животных, от которого оба партнера получают пользу, оба что-то выигрывают.
Приведу несколько примеров, чтобы Вы представили себе, о чем идет речь.
    В Африке живет зверь под названием "медоед". Он похож на барсука, но повадки у него скорее медвежьи - практически всеяден, но больше всего любит мед. Шерсть у него толстая, так что он может не бояться пчелиных укусов. Правда, полакомиться медом ему удается нечасто - поди найди пчелиное гнездо, ведь на коротких лапках много не набегаешь. А еще в Африке живет птица размером с воробья под названием "медоуказчик". Питается она насекомыми (в т. ч. личинками пчел), а также медом и, как это ни странно, воском. Естественно, что пчелы не в восторге от такой диеты и при попытке залезть в гнездо зажалят эту птицу насмерть. Поэтому хитрый медоуказчик, найдя пчелиное гнездо, не лезет туда на верную смерть, а отправляется искать медоеда - и приводит его к гнезду. Медоед вытаскивает соты и съедает мед, а медоуказчик подъедает остатки меда, дохлых пчел, а также соты. В результате все сыты и довольны (кроме пчел, разумеется), поскольку каждый получил то, что ему было нужно.
    Другой пример - более привычный жителям средней полосы. Когда коровы пасутся на лугу, им обычно докучают мухи, слепни, клещи и прочие кровососы. Некоторые насекомоядные птицы (например, волоклюй) прилетают на пастбище, усаживаются на спину коровы и устраивают себе сытный и разнообразный обед, выклевывая из шкуры коровы клещей и проглатывая неосторожно приблизившихся мух. Коровы довольны тем, что их избавляют от паразитов, а птицы довольны еще больше, так как им не приходится гоняться за едой - еда сама слетается к ним.
    Существуют еще тысячи примеров симбиоза, но общим для них является то, что симбионты (партнеры по симбиозу) дополняют друг друга, т.е. каждый из них обладает какими-то качествами, которыми другой не обладает, но хотел бы обладать - медоуказчик умеет находить пчелиные гнезда, но не может добраться до меда, а медоед затрудняется найти гнездо, но может вскрыть его, не боясь пчел, корова, на свою беду, привлекает кровососов, но не может эффективно убивать их, а птицы умеют ловить мух, но вынуждены гоняться за каждой по отдельности - так что вместе симбионты образуют эффективную пару,
позволяющую каждому из них решить свои проблемы. Еще одно правило, которое делает симбиоз действительно взаимовыгодным - принцип *отсутствия конкуренции* между ними: симбионты либо используют разные части общей добычи (медоед съедает мед, а медоуказчик - соты), либо один из них потребляет то, от чего другой рад избавиться (коровам не нужны мухи).

   Теперь от биологии перейдем к бизнесу. Здесь также возможны взаимоотношения, подобные симбиозу в природе. Речь идет не просто об отношениях по принципу "выигрыш-выигрыш", о которых любят упоминать в учебниках по бизнесу - симбиотические отношения между бизнесами гораздо эффективнее обычного партнерства, так как приносят ощутимую выгоду обеим сторонам, практически не требуя затрат. Принцип остается тем же, что и в биологии: два бизнеса, не конкурирующие друг с другом (т. е. в принципе не способные отобрать друг у друга клиентов или ресурсы, так как работают в совершенно различных областях), взаимодействуют таким образом, что
    а) оба получают какую-то выгоду от одного и того же клиента или одного и того же действия, либо:
    б) один бизнес-"симбионт" использует в качестве ресурса или сырья то, от чего другой рад избавиться.
В первом случае сотрудничество бизнесов таково, что клиент одного из них естественным образом является и клиентом второго, причем товар или услуга, которые предлагает второй бизнес, чем-то помогают и первому "симбионту" тоже - либо ему просто перепадает процент от прибыли.
Во втором случае один из бизнесов использует отходы или побочный продукт второго "симбионта" (например, фирма, занимающаяся упаковкой и пересылкой хрупких предметов может использовать стружки - отходы древеснообрабатывающего производства) - и платит ему за это деньгами или какими-то услугами.
    Во всех случаях сильные стороны каждого из партнеров как бы компенсируют слабые стороны второго "симбионта".
    Приведу несколько примеров:
    1) В Израиле существует неписанное соглашение между владельцами придорожных кафе и закусочных и между водителями туристических автобусов и экскурсоводами. Экскурсовод может остановить автобус около любой закусочной, сказать туристам: "Перерыв 15 минут. Кто хочет, может пойти перекусить." - и быть уверенным, что и ему, и водителю нальют бесплатную чашечку кофе или стакан сока, а то и предложат чего-нибудь поесть. Экскурсовод получает бесплатный перекус (невелика выгода, но лучше, чем ничего - затрат же нет вообще), а хозяин кафе - толпу клиентов, которые иначе не заглянули бы к нему.
    2) Один российский завод занимался обработкой металлов и был очень озабочен тем, что много денег тратится на то, чтобы собирать и вывозить на свалку отходы - порошковую окалину железа и цветных металлов. В то же время другой завод использовал подобный порошок в качестве сырья и был весьма озабочен тем, что достать сырье удавалось лишь от случая к случаю, да и цены "кусались". Некий человек просто познакомил между собой директоров этих заводов, в результате чего проблемы обоих заводов были решены: первый завод стал не тратить, а получать деньги за отгрузку своих отходов, а второй - начал получать необходимое сырье стабильно и по весьма низкой цене.
   3) Страховая фирма предложила новую форму страховки электроприборов - полис назывался "Гарантия от кражи" и, по договоренности с крупной сетью магазинов электротоваров, предлагался продавцом магазина всем покупателям в момент покупки: "Вот, пожалуйста, гарантия от поломки. А Вы не хотите приобрести дополнительно еще и гарантию от кражи?". В результате каждый клиент магазина электротоваров становился еще и потенциальным клиентом страховой фирмы (т.е. фирма получила сотни дополнительных клиентов в день, даже не пошевелив пальцем), а магазины, в свою очередь, получили процент от суммы продаж полисов (т. е. дополнительную прибыль без всяких затрат) + возможность заявлять в рекламе: "Гарантию от поломки дают все, гарантию от кражи - только мы!"
    4) Еще один похожий пример. Почта Израиля заключила соглашение с американской фирмой Western Union, занимающейся быстрым переводом денег из страны в страну. В результате *все* почтовые отделения в Израиле работают и как отделения Western Union, в них можно послать деньги в любую страну, где есть отделения WU либо получить деньги оттуда. Почта получает процент с каждой посланной посредством этого сервиса суммы + процент за обмен валюты при выдаче денег (чистая прибыль, а всех затрат - дополнительную табличку повесить), Western Union же, не потратив ни гроша, получил развернутую сеть представителей во всех израильских городах и даже крупных поселках.
    Теоретически, партнеры-"симбионты" могут быть у любого бизнеса - нужно только подумать, бизнесы какого типа могли бы сыграть такую роль. Еще раз напомню правило, позволяющее отличить симбиотические отношения от прочих: в симбиозе партнеры не конкурируют между собой и оба партнера получают ощутимую выгоду практически без затрат за счет того, что сильные стороны одного из партнеров либо компенсируют слабости, либо значительно увеличивают силу другого - именно к таким отношениям с партнерами стоит стремиться любому бизнесу.

Подумайте, какие ресурсы есть у Вашего бизнеса, каковы его сильные стороны - и каковы его слабости, чего ему не хватает.
Затем подумайте о том, как может выглядеть бизнес, слабые стороны которого можно было бы компенсировать Вашими сильными сторонами, которому не хватает тех ресурсов, которые у Вас есть в избытке - но который в то же время обладает ресурсами, необходимыми Вам, который способен своими сильными сторонами компенсировать слабости Вашего бизнеса. Представив себе в очень общих чертах такой бизнес, попробуйте поискать такой (или хотя бы похожий) в действительности - если Вы будете внимательны и вдумчивы, Вам, скорее всего, удастся его найти.

А теперь - домашнее задание:

1) Попробуйте найти дополнительные примеры симбиоза между бизнесами. Для каждого примера объясните, почему Вы считаете, что речь идет именно о симбиозе, а не просто о партнерстве.

2) Если у Вас уже есть бизнес - составьте список тех видов бизнесов, которые могли бы стать Вашими "симбионтами". Для каждого из них укажите, какую выгоду получил бы Ваш бизнес от такого партнерства и какой была бы выгода партнера.

3) Если Вы выполнили второй пункт домашнего задания - попробуйте воплотить свою идею в жизнь!

Alex Levitas (KURSY.RU)
***********************************
Статья из электронной рассылки Citycat "Малый Интернет- бизнес" воспроизводится с разрешения автора. А на мой взгляд, еще большие перспективы открывает такой подход к взаимовыгодному сотрудничеству не только внутри бизнес- сектора, но и между всеми секторами общества: первым (государственным), вторым (бизнесом) и третьим (некоммерческим).

| ОБЛОЖКА | ПРОЕКТ | ФЛОРА | ФАУНА | ТЕСТ | СТАТЬИ |

Используются технологии uCoz